«Путем молитв и размышлений мы старались улучшить свой осознанный контакт с Богом, как мы его понимали, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и даровании силы для этого”
Одиннадцатый Шаг говорит о том, что у нас уже есть осознанный контакт с Богом, как мы его понимаем, и перед нами задача – улучшить этот контакт. Мы начали развивать наше представление о Высшей Силе во Втором Шаге, научились доверять этой руководящей нами Силе в Третьем Шаге и много раз в разных ситуациях полагались на нашу Высшую Силу в процессе работы над шагами. Всякий раз, обращаясь за помощью к Высшей Силе, мы укрепляли наш контакт с ней. Шаг Одиннадцатый отдает должное нашему общению с Богом, как мы его понимаем, выраженному по большей части в простых молитвах, ибо это один из наиболее эффективных способов построения наших отношений с Богом. Другой способ продвинуться в этом шаге – это медитация. В этом шаге нам придется выявить нашу собственную концепцию молитв и размышлений и удостовериться, что они отражают наш духовный путь.
Наш собственный духовный путь
Одиннадцатый Шаг позволяет нам найти наш собственный духовный путь или расчистить тот, по которому мы уже шагаем. То, как мы будем находить или расчищать наш путь и как мы будем шагать по нему, во многом будет зависеть от культуры, в которой мы живем, нашего прежнего духовного опыта и особенностей лично нашей культуры.
Наша духовность начала развиваться с нашего первого посещения АН. Мы постоянно меняемся, меняется и наш внутренний мир. Новая территория, новые люди и новые ситуации оказывают на нас свое воздействие, соответственно реагирует на это и наша духовность.
Знакомство со своей духовностью в Одиннадцатом Шаге – это чудесный, поучительный опыт. Мы столкнемся с множеством новых идей и обнаружим, что многие из них напрямую касаются нашего собственного представления о духовности. Поскольку каркас духовности мы создали в предыдущих десяти шагах, то сейчас мы видим, как выросла наша способность понимать суть вещей, воспринимать новую информацию о нас самих или нашем мире. Духовные поиски – это очень широкое понятие, и мы будем учиться находить свою правду, прилагая целенаправленные усилия, чтобы понять больше, занимаясь своими обычными земными делами.
Многие из нас считают, что когда мы попадаем к АН, то нам действительно нужно “сменить Бога”. Некоторые из нас верили в кого-то, о ком имели весьма смутное представление, и не очень хорошо понимали, что можно от него ожидать кроме того, что он давно на нас махнул рукой. Мы, вероятно, проделали определенную работу во Втором и Третьем Шагах, направленную на разоблачение нездоровых идей относительно нашей Высшей Силы, а потом мы попытались сформировать новые идеи, которые позволили нам иметь любящую и заботливую Высшую Силу. Для многих из нас было достаточно просто поверить, что у нас есть Высшая Сила, заботящаяся о нас, как об индивидуумах, и помогающая нам до конца пройти все шаги. И мы не чувствовали необходимости развивать эти идеи дальше.
Но наши идеи все равно как-то развивались, даже без нашего осознанного участия. Каждый особый случай в работе по шагам давал нам ключ к разгадке природы нашей Высшей Силы. Мы чувствовали правду о нашей Высшей Силе прежде, чем начинали понимать ее умом. Момент, когда мы садились с нашим спонсором работать над Пятым Шагом, для многих из нас был преисполнен определенной уверенностью в том, что мы можем довериться нашему спонсору, нашей программе и идти дальше. Это был момент, когда многие из нас ощущали присутствие Высшей Силы. Именно это, да еще работа, проделанная нами в Восьмом и Девятом Шагах, вселили в нас зрелое понимание воли Высшей Силы, обращенной к нам.
Какие случаи из моей предыдущей работы по шагам или из жизни дали мне отдаленное представление о моей Высшей Силе? Какое именно понимание Высшей Силы дал мне тот опыт?
Какими достоинствами обладает моя Высшая Сила? Что мне дают эти ее достоинства? Могу ли я ощутить их преобразующую силу в своей жизни?
Как изменилось мое понимание Высшей Силы с тех пор, как я пришел в АН?
Эти ключи к разгадке природы нашей Высшей Силы, наверное, являются главным фактором в определении нашего духовного пути. Многие из нас пришли к выводу, что духовный путь нашего детства не “вяжется” с той правдой, которую мы находим, работая по шагам. Например, если мы почувствуем, что Бог велик и доступен, а духовность, которая предназначалась нам в прошлом, предполагала, что Бог ограничен сам и ограничивает нас, то, наверное, нам не захочется возвращаться к старым представлениям. Если мы чувствуем, что наша Высшая Сила заботится о каждом из нас персонально, то система верования, основанная на отдаленности, непознанности и отчужденности, перестанет нас устраивать.
Если кому-то приходится искать новый путь, то другие приходят к прямо противоположному: то, что мы открываем в шагах, можно отыскать в глубинах духовности нашего детства. Возможно, что, работая по шагам, мы излечиваем обиды, нанесенные нам религиозными организациями, и в результате мы снова способны вернуться в эти организации без всякого предубеждения. Для других религия в детстве была немного больше, чем просто среда обитания или община, с которой у нас были сентиментальные отношения. Выздоравливая, мы начинаем задумываться над тем, как мы можем использовать нашу религию в качестве персонального духовного пути.
Бытует мнение, что нам никогда не следует путать религию с духовностью. У АН это вовсе не одно и то же. Сама по себе программа АН – это не религия. Она предлагает ряд духовных принципов и использует концепцию “Бога”, “Высшей Силы” или “Силы более могущественной, чем мы сами”, призванную стать для членов АН выходом из активной наркомании. Духовные принципы и концепция Высшей Силы могут сосуществовать рядом с персональным духовным курсом членов АН, которым они следуют вне АН, или эти принципы и концепция Высшей Силы могут быть духовным курсом сами по себе. Это как кому нравится.
Иногда мы сами не замечаем, как приходим к этому решению. Опыт нашей прошлой жизни не дает нам ответов, а мы ничего не можем придумать, что было бы лучше, чем эта идея. Для тех, кто разделяет эту идею, именно здесь начинается одно из самых важных путешествий в нашей жизни: мы ищем путь к пониманию Высшей Силы. В этом процессе мы готовы побывать везде, где хоть что-то связано с духовностью нашего сообщества. Мы также готовы прочесть огромное количество книг, рассказывающих о духовности и персональном развитии, и побеседовать со многими людьми. Мы можем на время согласиться с любым количеством направлений, пока не остановимся на каком-то одном, а может мы никогда не сможем ограничиться каким-то одним направлением на всю жизнь. В книге “Это работает” упоминается о том, что многие из нас используют “эклектический (избирательный) подход” к духовности. Если мы разделяем такой подход, то важно помнить, что это нормальный подход удовлетворения духовных потребностей в процессе выздоровления.
Есть ли у меня особый духовный мир?
В чем разница между духовностью и религией?
Что я предпринял, чтобы познать свой духовный мир?
Открывая для себя свой духовный мир, приобретая и развенчивая различные духовные подходы, некоторые из нас бывают озадачены тем, что является весьма распространенным в шагах и традициях АН — известием о том, что Бог представляется нам существом мужского пола. Еще большую досаду кто-то может испытывать из-за того, что местная община АН не оказывает должной поддержки нам в нашем духовном изыскании. Для нас важно понять, что язык литературы АН не предназначен для описания духовности членов АН. Также для нас важно понять, что нам, наркоманам, свойственны такие недостатки в характере, как высмеивание проявлений духовности в ком-то другом. Иногда даже для этого приводятся цитаты из литературы АН. Еще раз подчеркнем, что у Сообщества АН нет “официального” или “одобренного” религиозного курса, а все его члены, рассчитывающие на это, просто ошибаются. Мы еще раз обращаем на это внимание, потому что для нас очень важно, чтобы все наши товарищи знали, работая над Одиннадцатым Шагом, что об АН правда, а что нет. Это может быть рискованно. И если кто-то стремится к духовности, но по этой причине не приветствуется в АН, то его выздоровление может быть под угрозой. Нам, членам АН, следует поддерживать духовные устремления друг друга, а тем, кто стремится к духовности, нужно помнить, что мы можем искать духовность там, где захотим, и это не должно препятствовать нашему членству в АН.
Пришлось ли мне столкнуться с какими-либо предубеждениями в АН, когда я начал заниматься своим духовным развитием? Что я чувствовал в связи с этим? Что я сделал, чтобы отстоять свои убеждения?
Это естественно, что мы не позволяем нашему духовному курсу увести нас в сторону от Сообщества. Наш Базовый Текст напоминает нам, что “легко сбиться с пути в тумане религиозного фанатизма и забыть, что мы – наркоманы и что наша болезнь неизлечима”. Нам всегда следует помнить, что Сообщество АН необходимо нам, чтобы справиться с нашей зависимостью. Что бы мы ни привносили в свою жизнь, это лишь улучшит её, но ничто не сможет заменить нам выздоровление в АН. Пока мы придерживаемся основ нашей программы выздоровления, таких как регулярное посещение собраний, общение со спонсором и работа с новичками, до тех пор нам нечего беспокоиться за себя.
Независимо от того, как идет мое духовное развитие, сохраняется ли мое увлечение АН?
Как мое увлечение АН способствует моему духовному развитию?
Как мое духовное развитие способствует моему выздоровлению?
Молитва и размышление
Часто члены АН говорят, что молитва для них – это разговор с Богом, а размышление – это способ услышать Бога. Эта трактовка уже довольно давно считается частью коллективной мудрости АН, потому что она вобрала в себя истинный смысл молитвы и размышления. Мы строим свои отношения с Высшей Силой, поэтому нам нужен диалог с этой Силой, а не монолог, обращенный в ее сторону.
Молитва – это обращение к нашей Высшей Силе, хотя и не всегда в форме настоящей речи. Во Втором Шаге мы работали над формой молитвы, которая устраивала бы нас во всем. Но сейчас мы можем обнаружить, что наше восприятие молитвы изменилось и теперь оно более соответствует нашему духовному настрою. Одна из форм молитвы – это та, к которой прибегают фактически все члены АН на открытии и закрытии собраний. Но в конечном итоге молитва – это личное дело каждого из нас.
Как часто нам следует молиться? Многие из нас выделяют для молитвы определенное время в течение суток – обычно в начале дня. Как правило, в молитве мы просим нашу Высшую Силу даровать нам еще один чистый день или, о чем более полно мы скажем в конце этой главы, понимание Божьей воли, которую нам надлежит исполнить. Когда мы обращаемся к нашей Высшей Силе в конце дня, то обычно мы произносим слова благодарности. Многие из нас пытаются прибегать к молитве в течение всего дня. Это очень хорошо, когда мы молимся регулярно. Это помогает нам сформировать привычку общения с нашей Высшей Силой, которая когда-то приведет нас к выздоровлению.
Как я молюсь?
Какие чувства вызывает во мне молитва?
Когда я обычно молюсь? Когда мне больно? Или когда я хочу чего-нибудь? Или регулярно?
Полезно ли прибегать к спонтанной молитве в течение всего дня?
Как молитва помогает мне уладить свои дела наилучшим образом?
Если мы впервые работаем над Одиннадцатым Шагом, то нас может удивить одно открытие — оказывается, мы и раньше занимались размышлением и это было для нас обычным делом. Каждый раз, когда мы стоим на собрании в минуте молчания, мы размышляем.
С самого начала мы выбираем свою собственную модель размышления. Есть много способов размышления, но единственная его цель – обретение спокойствия духа и понимание и усвоение послания нашей Высшей Силы. Мы стараемся по возможности не отвлекаться, чтобы целиком сконцентрироваться на той информации, которую мы получаем от нашего духовного общения. И мы стараемся быть восприимчивыми к этой информации. Естественно, мы понимаем, что эта информация необходима и, как правило, своевременна. Она постепенно накапливается в нас по мере того, как мы продолжаем молиться и размышлять. Она проявляется в уверенности, с какой мы принимаем решения, и в уменьшении хаоса, повсюду сопровождавшего все наши мысли.
Как я размышляю?
Когда я размышляю?
Что мне дает размышление?
Если я последовательно обращаюсь к размышлению в течение какого-то определенного времени, то как я вижу изменения в себе или в своей жизни, которые наступают в результате размышлений?
Осознанный контакт
Для многих из нас “осознанный контакт” звучит как что-то мистическое, предполагающее космический союз с Богом. Но на деле все очень просто. Это означает, что мы имеем осознанное представление о нашей связи с Высшей Силой. Мы отмечаем присутствие этой Силы и то, как она влияет на нашу жизнь. Наши товарищи очень по-разному ощущают присутствие любящего Бога: когда мы любуемся природой, например, лесом или океаном; когда мы понимаем, что нас безусловно любят наш спонсор и другие товарищи из АН; когда мы чувствуем, что что-то заставляет нас остановиться в сложные моменты; когда нам тепло и спокойно; когда при случайном стечении обстоятельств с нами происходит что-то очень хорошее; когда мы просто осознаем факт нашего выздоровления в АН; когда мы имеем возможность слушать других на собраниях, и много в чем еще. Суть в том, что мы стремимся и хотим знать, какую роль в нашей жизни играет Высшая Сила.
При каких обстоятельствах я замечаю присутствие моей Высшей Силы? Что я чувствую?
Что я делаю для того, чтобы укрепить свой осознанный контакт с Богом, как я его понимаю?
Воля Бога
Информация, сформировавшаяся в нас во время молитв и размышлений, это по существу воля Бога, которую нам надлежит исполнить. Общая цель молитвы и размышления – узнать, в чем именно суть воли Бога и как нам ее исполнить. Но прежде всего необходимо распознать, каковы же намерения Бога относительно нашей жизни.
Чтобы начать понимать, какова же обращенная к нам воля Бога, нам предстоит преодолеть немало предубеждений. Многие из нас считают, что гораздо проще перечислить, что именно НЕ может быть Божьей волей для нас, чем пытаться сформулировать ее. И это абсолютно верно; это действительно та отправная точка, которая может привести нас к более специфичному пониманию Божьей воли для нас. Очевидно, что прежде всего Не может быть Божьей волей для нас рецидив. Развивая эту простую мысль, мы можем сделать вывод, что поступки, которые могут обеспечить нам рецидив – это тоже НЕ Божья воля для нас. Нам нет нужды становиться сверх-аналитиками и мучить себя вопросом, а не приведет ли нас к рецидиву наш обычный распорядок дня. В действительности все гораздо проще. Мы используем все те знания о себе и своем образе жизни, которые мы получили в работе по Шагам, с Четвертого по Девятый, и мы прилагаем все усилия чтобы избежать деструктивных моделей поведения. Мы сделаем открытие: нам больше не доставляет удовольствия сознательно играть какую-то роль. Мы не сможем совладать с ситуацией, рассуждая следующим образом: “О, я только сегодня позволю себе эту махинацию, а потом я напишу об этом, проработаю ее со спонсором и возмещу ущерб”. Если мы позволим себе подобное, то это будет означать, что мы не только стоим на опасном пути, но сознательно и преднамеренно решили пойти против воли Бога. Но часто, очень часто мы поступаем дурно совсем бессознательно. Наша сознательная готовность к умышленному разрушению в данной ситуации – реальная причина для беспокойства.
В Третьем Шаге мы ощутили тонкую линию, отделяющую робкое и честное стремление к цели от искусного манипулирования и форсирования результатов. Теперь, обладая опытом, приобретенным в пройденных шагах, мы гораздо лучше можем разглядеть эту линию и занять правильную позицию по отношению к ней. Если мы стремимся получить именно те результаты, которые мы задумали, то нам следует все время быть на стороже относительно этой линии. Например, мы можем задуматься о вступлении в романтические отношения. В этом нет ничего предосудительного, если только мы внутренне готовы к этому и в состоянии различить волю Бога и собственную волю. Если мы лжем, чтобы выставить себя в более привлекательном свете, или становимся хамелеоном, то это означает, что мы действуем только по собственной воле. Если мы честно признаемся, кто мы есть на самом деле, то это больше похоже на следование воле Бога. Если мы пытаемся превратить нашего потенциального партнера в кого-то, кем он или она вовсе не хотят быть, то это свидетельствует о нашем своеволии. Но если мы сразу видим в человеке именно те черты, которые изначально хотели бы в нем видеть, без всякого нашего вмешательства, то это, наверное, означает, что мы живем по воле Бога. Именно так мы можем определить, угодны наши отношения Богу или нет. Или, скажем, мы хотим получить образование в колледже. Не собираемся ли мы смошенничать на вступительном экзамене? Подобный поступок подтолкнул бы нас опять к своеволию. Почему мы главным образом молимся только о знании воли Бога в отношении нас и о даровании силы для исполнения его воли, так это чтобы лишний раз избежать своевольных поступков.
Какие ситуации из моей собственной жизни я могу припомнить, в которых я действовал своевольно? Каковы были результаты?
Какие ситуации из моей собственной жизни я могу припомнить, в которых я пытался свою волю представить как волю Бога? Каковы были результаты?
Как сказано в книге “Это работает: Как и Почему”, “Для нас воля Бога – это способность жить с чувством собственного достоинства, любить себя и других, смеяться и испытывать великое удовольствие от красоты окружающего нас мира. И пусть исполнятся наши страстные желания и мечты, которые мы носим в нашем сердце. Мы достойны этих бесценных даров. В действительности же они и есть проявление Божьей воли для нас.” Наше личное представление о воле Бога для нас видится нам в том, какой может быть наша жизнь, если мы будем жить достойно и сообразно цели. Например, достойная цель может состоять в том, чтобы помогать другим оставаться чистыми и выздоравливать. Конкретно это может выражаться в спонсорстве, беседах с новичками на собраниях, выступлениях с идеей о выздоровлении в различных учреждениях, в работе с профессионалами над программами, которые приведут наркозависимых к АН – выбор большой.
Какие я могу привести примеры, характеризующие достойную и осмысленную жизнь?
Каково мое представление о воле Бога, которую мне надлежит исполнить?
Как нам это исполнить
Мы молимся не только о том, чтобы узнать волю Бога, обращенную к нам, но и просим Его дать нам силы, чтобы эту волю исполнить. В этом контексте не имеется в виду сила в смысле мощного физического усилия. Чтобы исполнить волю Бога, нам могут понадобиться разные качества: смирение, сострадание, честность, чистосердечие и искренность, способность упорно и настойчиво добиваться чего-либо, а еще терпение, чтобы дождаться-таки результатов. В определенных ситуациях нам понадобится сильное чувство справедливости и способность настоять на своем. Иногда необходимо рвение, в других случаях лишь осторожность. Смелость и сила духа – вот те качества, которые нам чаще всего необходимы. Иногда же лучше всего нам помогает представить себе волю Бога наше чувство юмора.
В большинстве случаев все эти качества нам понадобятся в разные периоды нашей жизни. Когда мы в молитве просим дать нам силу, чтобы исполнить волю Бога, то мы вряд ли точно знаем, какие именно качества нам необходимы. Но мы должны верить, что нам будет дано именно то, что нам необходимо. Нам может показаться соблазнительным запросить у нашей Высшей Силы все то, что нам кажется необходимым, но обычно мы не в состоянии увидеть “всю картину целиком” или предвидеть долгосрочные эффекты от чего-то, что в данный момент нам кажется весьма важным.
Почему мы молимся только о знании воли Бога, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого?
Какую роль в этом играет смирение?
Духовные принципы
В Одиннадцатом Шаге мы сосредоточимся на обязательствах, смирении, мужестве и вере.
Нам необходимо дать обязательство регулярно молиться и размышлять. Многие из нас находят наши первые опыты молитв и размышлений жалкими и ничтожными. Мы кружим по комнате, выясняя, не подглядывает ли за нами кто-нибудь, и просто спрашиваем себя, а что же в этот момент нам положено ощущать? Если мы продолжим выполнять свое обязательство, то это ощущение пройдет, как проходят ощущения от потрясений, когда мы имеем не те результаты, которых ожидали, или как проходит скука от выполнения привычных обязанностей. Смысл в том, что мы должны продолжать свои молитвы и размышления, независимо от того, что мы при этом чувствуем. Спустя какое-то время, мы получим результат – умиротворение и глубокий контакт с нашей Высшей Силой.
Как я могу сформулировать свое обязательство в отношении работы над Одиннадцатым Шагом и над своим выздоровлением?
Молился и размышлял ли я сегодня?
Предупреждение, которое нам часто приходится слышать “Будь осторожен в своих молитвах!”, определенным образом ограничивает наше смирение, так необходимое в этом шаге. Нам просто необходимо усвоить, что мы не всегда знаем, что для нас или для кого-либо еще лучше. Именно поэтому мы просим Бога открыть нам его волю по отношению к нам.
Просил ли я когда-либо в молитве о чем-то таком, что в последствии оказывалось мне совсем ненужным? Изложить подробно.
Нет ничего такого, что требовало бы от нас столько же мужества, как жизнь в соответствии с волей Бога, когда тебя постоянно тянет воспротивиться этому. Не все из нас наслаждаются своим выбором – такой жизнью, которая содержит духовное начало. Кто-то из членов нашей семьи привык, что мы по жизни подчинялись его воле и теперь не прочь заставить нас продолжать жить в том же духе. Наш духовный рост не устраивает их.
Или, скажем, мы находимся у друзей, которые любят посплетничать. Наши успехи в работе по программе привели к тому, что мы стали неловко себя чувствовать при сплетнях, но в то же время мы не хотим показаться своим друзьям ханжествующими моралистами. Чтобы устраниться от участия в чем-либо подобном – для этого требуется определенное мужество. Мы можем потерять кого-то из друзей, когда мы возмужаем духовно.
Почти все из нас в своей жизни сталкивались с такими ситуациями, когда либо нас просили поучаствовать в чем-то, достойном морального порицания, либо мы просто молча позволяли этому свершиться. Может статься, что настоящим уроком мужества будет заявление протеста во всеуслышание, но такой поступок может иметь определенные последствия для нас. То, как мы поступаем в подобных случаях, может оказаться для нас предопределяющим и сильно повлиять на выбор нашей позиции, которой мы будем придерживаться всю оставшуюся жизнь.
Пришлось ли мне когда-либо столкнуться с такой ситуацией, когда я настоял на своих убеждениях ценой каких-то личных потерь? Как я отреагировал на это? Каковы были результаты?
Вера поможет нам придерживаться принципа мужества и жить честно. Нам не стоит бояться потерять кого-то из друзей или испортить с кем-то отношения, либо вообще изменить свою жизнь, потому что мы твердо знаем – о нас заботятся. Мы верим, что если нам и придется расстаться со старыми друзьями, потому что они занимаются чем-то, что плохо отражается на нашем духовном развитии, то взамен мы наладим отношения с новыми людьми, чьи жизненные ценности мы разделяем. Главное, чтобы в нас была вера в то, что мы сможем исполнить волю нашей Высшей Силы, обращенную к нам.
До сих пор я получал все, что мне было нужно, не так ли? Что именно я получал?
Идем дальше
Практика нашей работы над этим шагом сказывается во всех областях нашей жизни. Практикуя обычное размышление, мы можем заметить, что научились более внимательно слушать то, что говорят другие на собраниях. У нас появились некоторые навыки укрощать свои желания, и мы уже в состоянии применять их в каких-то случаях. Мы больше не ловим себя на том, что придумываем себе оправдание на собраниях, почему мы не в состоянии слушать высказывания других.
Мы начинаем нравиться самим себе. Мы больше не нуждаемся в этаком безотлагательном контролировании чего-либо. Мы сконцентрированы на более высоких материях, нежели наши собственные персоны. Наше отчаяние начинает проходить. Наша активная наркомания больше не кажется нам такой уж жуткой трагедией и прожиганием жизни, когда мы видим, как именно мы можем распорядиться накопленным опытом в достижении нашей высшей цели – нести весть о возможном выздоровлении тем наркоманам, кто все еще страдает. В Двенадцатом Шаге мы научимся это делать и увидим, насколько необходимо для этого соблюдение принципов программы выздоровления.