Десятый шаг: Ежедневная самооценка (Дисциплина)

“Мы продолжали самоанализ и когда допускали ошибки, сразу признавали это”

Благодаря работе над первыми девятью шагами наша жизнь сильно изменилась – и именно так, как мы ожидали, впервые придя к Анонимным Наркоманам. Мы стали честнее, проще, больше стали думать о других, стали смелее, менее эгоистичны и обидчивы. Но даже таким глубинным изменениям не гарантировано постоянство. Из-за своей зависимости от наркотиков мы в любой момент можем превратиться в тех же, кем были раньше. Цена выздоровления – постоянная бдительность. Нам следует продолжать делать всё то же, что мы до сих пор делали для нашего выздоровления. Нам нужно оставаться честными, продолжать верить и доверять, обращать внимание на наши поступки и реакции и следить за тем, как они на нас отражаются – положительно или отрицательно. Нам также следует обращать внимание на то, как наши поступки отражаются на других, и если они отражаются плохо или приносят вред, то нам следует сразу же вмешаться, признать ответственность за причиненный вред и исправить ситуацию. Короче говоря, нам нужно продолжать самоанализ и сразу же признавать свои ошибки.

Как видим, Десятый Шаг во многом повторяет то, что мы делали в Шагах с Четвертого по Девятый, хотя и в более упрощенной форме. Форма, предлагаемая в данном руководстве, в общем виде предусматривает элементы самоанализа. Некоторые из нас захотят добавить кое-какие вопросы, касающиеся специфичных моментов, воздействующих на наше индивидуальное выздоровление, к тем вопросам, которые уже имеются в этом руководстве. Мы можем найти несколько дополнительных вопросов, на которые нужно обратить внимание, в брошюре № 9 “Жить в Программе”. Наш спонсор может нам посоветовать что-то особенное в этом отношении. Как мы уже говорили, это руководство задумано как инструкция для старта, а не как заключительное слово к любому из шагов.

Почему необходим Десятый Шаг?

В чем смысл продолжения самоанализа?

Чем мне может помочь мой спонсор?

Чувство и дело

В Десятом Шаге мы продолжаем осознавать свои чувства, мысли и, что более важно, свои дела и пытаемся сохранить это осознание. Прежде чем приступать к регулярному самоанализу, нам необходимо понять, что именно мы оцениваем. Ничего хорошего не получится, если мы начнем перечислять свои чувства безотносительно действий, которые эти чувства породили или обусловили. Мы частенько чувствуем себя неважно, хотя вроде ведем себя очень хорошо, но бывает и наоборот.

Например, член сообщества АН приходит в свою домашнюю группу. У него спрашивают “Как дела?”, а он отвечает “Ужасно”.

Конечно, он полагается на свои ощущения. Возможно, он не имеет в виду то, что он делает, потому что он и вправду ведет себя очень хорошо: он пришел на собрание, он честно высказывается о своих чувствах и обращается к другим товарищам, готовым оказать поддержку.

И наоборот, мы можем заниматься оправданиями собственных вспышек гнева и проявлять дефекты характера в своих поступках. На первый взгляд, мы можем чувствовать себя очень хорошо. Обычно проходит какое-то время, пока мы начинаем замечать пустоту, окружающую нас при таком образе жизни. Мы уклоняемся от работы, которая может помочь нам оставаться чистыми. Мы оправдываем себя и идем по пути наименьшего сопротивления. И мы знаем, где мы споткнёмся!

Десятый Шаг убережёт нас от самих себя, и нам не придется прибегать к каким-либо крайним мерам. Нам не нужно бичевать себя из-за того, что мы плохо себя чувствуем. Вместо этого мы можем сконцентрироваться на том хорошем, что мы делаем. Переключая таким образом свое внимание, мы даже можем почувствовать себя лучше. Сознательное отношение к тому, что мы делаем, поможет нам разглядеть признаки разрушения задолго до того, как оно наступит, и нам не придется за свое хорошее самочувствие платить слишком высокую цену.

Мы, наркоманы, также склонны оправдывать свои чувства. Все, что дает плохие ощущения, мы хотим немедленно прекратить. Мы часто не принимаем в расчет, что наши чувства прекрасно помогают нам сориентироваться в обстоятельствах.

Например, у многих из нас есть проблемы, связанные с нашей раздражительностью. Нам самим не нравится, как это происходит. Мы осуждаем это, говоря себе, что мы на это не имеем права, а потом прилагаем все силы, чтобы подавить нашу раздражительность. Несмотря на это, мы все еще можем попасть в ситуацию, когда любой из нас снова будет не в состоянии совладать с раздражением. Может быть, у нас есть какой-то знакомый, который постоянно приветствует нас без должного уважения. Может быть, мы проморгали несколько заслуживающих внимания возможностей на работе. И наша реакция на эти ситуации – раздражение. Нас плохо приняли – конечно, мы рассердились. И вот наступает момент, когда наше выздоровление либо возвышает нас до уровня огромного самоуважения, либо наша болезнь ввергает нас в густую мглу депрессии и обиды.

Все зависит от того, как мы реагируем на наше раздражение. Если мы вопим, ругаемся и швыряем вещи, то так мы упускаем возможность урегулировать наши отношения или исправить ситуацию на работе. Если мы никак не реагируем и скрываем свое чувство гнева, то мы впадаем в депрессию и нас гложет обида, и это тоже не способствует улучшению ситуации. Но если мы предпринимаем позитивные действия, направленные на улучшение ситуации, то это может сработать положительно; по крайней мере, мы сможем вовремя уйти и будем в состоянии сделать это без всякого сожаления.

Иногда, правда, единственное, что мы можем сделать со своими чувствами – это дать им волю. Нам не следует реагировать на них. Например, если мы потеряли кого-то, мы готовы испытывать скорбь. И наша скорбь долго будет с нами. Она пройдет лишь, когда мы достаточно времени проведем в скорби. Мы не можем позволить ей захватить нас настолько, чтобы жизнь стала нам немила, поэтому нам следует подготовиться к ее воздействию. Нас легко сбить с толку и нам трудно участвовать в каких-то определенных мероприятиях, которые кому-то другому могут доставить удовольствие. Мы вынуждены балансировать: когда-то мы сдерживаем свои чувства, когда-то даем им волю, но мы не хотим довести их до крайности. Вроде простая концепция, что тут еще добавишь, но очень многие из наших товарищей говорят, что пройдут годы, прежде чем мы научимся удерживать этот баланс в большинстве случаев.

Итак, Десятый Шаг дарует нам свободу в проявлении наших чувств, помогая увидеть разницу между чувством и делом.

Бывают ли в моей жизни моменты, когда меня смущает именно разница между моими чувствами и моими действиями? Изложить подробно.

Правота и заблуждения

Десятый шаг советует нам сразу же признавать свою неправоту. Этот шаг, казалось бы, предполагает, что мы знаем, когда мы не правы, но в действительности большинство из нас этого не знает – по крайней мере в текущий момент. Нам необходима соответствующая практика самооценки, чтобы научиться идентифицировать наши заблуждения.

Давайте посмотрим правде в глаза. Когда мы были новичками в программе выздоровления, мы были не в ладах иногда со всем миром. Как говорится в нашем Базовом тексте, “наши жизненные потребности были доведены до животного уровня”. Мы не знали толком, как нам общаться с другими людьми. Выздоравливая, мы начали учиться этому, но мы наделали много ошибок. У многих из нас был период, когда мы были очень суровыми (жесткими) в отношении той стадии выздоровления, которой мы достигли. И мы распространяли эту суровость не только на себя, но и на всех вокруг. Мы считали это принципиальным и правильным – противостоять тем, чье поведение было “неприемлемым”. Но по правде именно наше поведение было неприемлемым. Мы переусердствовали, были излишне властными. Мы были не правы.

Или кто-то из нас, страдая в течение многих лет бесхарактерностью, решал вдруг, что выздоровление требует от нас чрезмерной самоуверенности. И мы слишком далеко в этом заходили. Мы требовали от всех, чтобы с нами обращались безупречно. Мы никому не прощали плохого настроения или молчания по телефону. Никому не позволялось избегать нашего эмоционального воздействия, когда бы то ни было. Мы раздраженно требовали безупречного обслуживания, бывая где-то по делам. Мы не были самоуверенными. Мы были просто незрелыми и воинственными. Мы были не правы.

Мы даже можем научиться правильно реагировать, если кто-то обидит нас. Каким образом? Скажем, наш спонсор говорит нам что-то весьма нелицеприятное. Вместо того, чтобы разобраться в этом со своим спонсором, мы на следующих трех собраниях обсуждаем это с 10 – 12 ближайшими друзьями. Не прошло и недели, как половина нашего сообщества АН из уст в уста передает то, что было сказано одному из нас – и хорошо еще, если история пересказывается в неискаженном виде! Итак, ситуация возникла благодаря нам, и мы ничего не перепутали, но завершается она, возлагая на нас ответственность за нанесение ущерба репутации нашего спонсора, а ведь он (как, впрочем, и мы!) имеет право на ошибки и тоже по-своему выздоравливает.

Бывало ли со мной в период выздоровления, что я был не прав, но узнавал об этом лишь спустя какое-то время? Что это были за ситуации?

Каким образом мои заблуждения влияют на мою собственную жизнь? На жизнь других людей?

Достаточно сложно бывает уловить момент, когда именно мы не правы, а признание наших заблуждений – это еще более спорный процесс. Это как в Девятом шаге – нам следует быть осторожными, чтобы, признаваясь в чем-то, не навредить еще больше.

Например, многие из нас понимают, что обидели кого-то из близких (может быть, мы догадываемся об этом, потому что человек перестал с нами разговаривать), но мы не вполне уверены что именно мы сказали или сделали не так, как надо. Чтобы не тратить время на расспросы и выяснения, что именно мы натворили, мы решаем скопом загладить все случайности и сделать одно общее признание. Мы обращаемся к человеку и говорим: “Пожалуйста, прости меня за все обиды и всю боль, что я тебе причинил за все время нашего знакомства”.

Десятый Шаг требует от нас, чтобы мы не жалели времени на раздумья, как например, в данном случае. Дело в том, что если мы задумаемся, а почему же человек изменил свое отношение к нам, и немедленно соотнесем эти изменения со своим поведением, то мы будем знать, что мы сделали неправильно. Бывает трудно или больно заставить себя думать об этом, на это нужны определенные усилия, впрочем, как и на все шаги. Лень – это весьма характерный недостаток среди всех прочих, и мы не можем себе позволить поддаться ему. Итак, если мы действительно озадачены, если мы-таки не можем точно определить, что мы могли такого обидного сказать или сделать, то не будет ошибкой обратиться к этому человеку и сказать ему, что мы замечаем, что он сердится или обижается на нас, что нам дороги отношения с ним и что мы хотели бы от него услышать, в чем же дело. Многие из нас боятся услышать что-либо в ответ в ситуациях, похожих на эту, но мы не можем из-за нашего страха прекратить свою работу над Десятым Шагом.

Есть еще один способ, правда совсем неэффективный, признать свою ошибку: согласиться, что мы были не правы, а потом немедленно начать выяснять, что именно этот другой человек сделал такого, что заставило нас действовать именно так, как мы действовали. Например, кто-то из наших детей продемонстрировал дурные манеры, и мы тут же на него рассердились и обозвали его. А теперь, когда мы признаем свою ошибку и говорим ему, что это его поведение заставило нас действовать подобным образом, то этим мы просто оправдываемся перед ним за нашу первую ошибку и становимся не правы вдвойне.

Это не похоже на процесс, происходящий в Шагах с Четвертого по Девятый, в которых мы рассматриваем события из прошлого. Шаг Десятый предназначен для нашего сегодня. Мы не хотим допускать ошибки одну за другой. Нам нужно попытаться сделать все возможное, чтобы не потерять контроль над тем, что мы делаем. Чтобы добиться этого, нам нужно постоянно быть настороже. Если мы понимаем, что начинаем страдать негативизмом и постоянно жаловаться, то нам следует какое-то время поразмышлять о вещах, которые нам приятны. Нам следует обратить внимание на то, как мы себя ведем после того, как совершили ошибку. Каков наш первый порыв – извиниться? Или мы оправдываемся тем, что на нас кто-то дурно влияет, а может это наша болезнь? Несмотря на все извинения, мы ответственны за то, что мы делаем. Очень может быть, что недостатки нашего характера поглотили все самое лучшее в нас, но это не оправдывает наше поведение. Нам следует принять на себя ответственность и продолжать сохранять готовность расстаться с ними.

“Когда мы допускали ошибки, мы сразу признавали это” – Что это означает для меня лично?

Были ли в период моего выздоровления такие моменты, когда я сам осложнял ситуации, высказываясь не вовремя или возлагая ответственность за свое поведение на кого-то другого? Что это были за ситуации?

Каким образом немедленные признания своих ошибок помогает мне изменить свое поведение?

Десятый Шаг еще раз подчеркивает необходимость продолжать наш персональный самоанализ и вроде бы утверждает, что мы занимаемся этим только лишь для того, чтобы понять, в чем именно мы не правы. Но по каким эталонам мы можем определить, где мы правы и где ошибаемся? Идентификация нашей правоты и последующее осознание собственной значимости – это все равно что персональный анализ и последующее признание своих ошибок. У многих из нас большие сложности с концепцией признания своей правоты. Мы вспоминаем ситуации, когда мы бесстрашно отстаивали свою позицию просто потому, что знали – мы были правы, но в свете нашего выздоровления мы приходим к пониманию того, что пренебрегать чьим-то мнением в дискуссии – это заблуждение. Или мы задумываемся о собственной значимости. Мы знаем себе цену, но если мы начинаем требовать от других, чтобы и они стали такими же, то мы тут же перестаем быть правыми и превращаемся в самоуверенных моралистов. Так как же нам привыкнуть быть правыми? Во-первых, и главным образом: работать по Шестому и Седьмому Шагам так, чтобы недостатки нашего характера не позволили нашим положительным поступкам перерасти в отрицательные. Кроме того, нам нужно понять, что, видимо, должно пройти какое-то время, пока мы методом проб и ошибок научимся чувствовать себя комфортно в нашей новой жизни на пути к выздоровлению.

Были ли в период моего выздоровления такие моменты, когда я чувствовал себя некомфортно из-за того, что понимал, что я поступил правильно? Описать.

Как часто нам нужно заниматься персональным самоанализом?

В книге “Это работает. Как и Почему?” сказано, что поскольку нашей целью является умение сохранять постоянный контроль над собой в течение всего дня и каждый день, то для нас очень полезно в конце каждого дня посидеть и поработать над этим шагом. Нам необходимо делать что-то постоянное и последовательное изо дня в день, чтобы это вошло в привычку и чтобы мы впитали в себя духовные принципы этой деятельности. Когда мы остаемся чистыми, а наши чистые дни складываются в недели, месяцы, а потом в годы, то мы начинаем понимать, что наш персональный самоанализ стал нашей второй натурой. Мы понимаем, что наша приверженность к здоровой духовности сохраняется естественно, без лишних усилий с нашей стороны. Мы сразу же начинаем чувствовать, если вдруг нас повело не туда, куда надо, если наше поведение может причинить вред кому-то. И мы уже в состоянии исправить это. Итак, наш опыт выздоровления определяет частоту нашего обращения к процедуре персонального самоанализа. В самом начале для кого-то из нас день начинался или заканчивался (или и то, и другое) брошюрой IP № 9 “Жить в программе”, или чем-то похожим воимя “сохранения силы духа”. Суть в том, что нам приходится заставлять себя сохранять силу духа, пока это не вошло в привычку и не стало нашей второй натурой, способствуя нашему выздоровлению и улучшая наше духовное состояние, останавливая нас в нужный момент и помогая нам что-то исправить.

Почему это так важно – продолжать свой персональный анализ до тех пор, пока он не станет второй натурой?

Персональный самоанализ

Следующие ниже вопросы охватывают обычные стороны нашей жизни, на которых мы хотим сосредоточиться в персональном самоанализе. Может быть, когда-то наш спонсор захочет предложить нам проанализировать какие-то специфичные стороны нашей жизни, такие как романтические отношения или наше отношение к работе, или у него могут возникнуть особые вопросы для нас, которые он захочет добавить к этим. Нам следует всегда консультироваться со спонсором, какой бы шаг мы ни прорабатывали.

Подтвердил ли я вновь сегодня свою веру в любящего, заботливого Бога?

Увидел ли я сегодня, что моя Высшая Сила сопровождала меня? В чем именно?

Что я сделал полезного для Бога и окружающих меня людей?

Дал ли Бог мне что-нибудь такое, за что я мог бы быть благодарен сегодняшнему дню?

Верю ли я, что моя Высшая Сила может научить меня жить и следовать ее воле?

Замечаю ли я какие-то “старые шаблоны” в моей жизни сегодня?

Был ли я обидчив, эгоистичен, нечестен или труслив?

Не обманул ли я сам себя в своих ожиданиях?

Был ли я добрым и любящим ко всем?

Испытывал ли я беспокойство о вчерашнем или завтрашнем дне?

Позволил ли я какой-либо навязчивой идее завладеть мною?

Позволил ли я себе быть слишком голодным, злым, унылым или усталым?

Не воспринимаю ли я себя слишком серьезно в отношении какой-то стороны моей жизни?

Не страдаю ли я от каких-то физических, умственных или духовных проблем?

Не умолчал ли я о чем-либо таком, о чем непременно должен был посоветоваться со спонсором?

Были ли у меня сегодня какие-то экстремальные ощущения? Что это были за ощущения и из-за чего?

Какие проблемы существуют в моей сегодняшней жизни?

Какие из моих недостатков проявились в моей сегодняшней жизни? Как именно?

Был ли страх в моей сегодняшней жизни?

Что я сделал сегодня такого, что было противно моим желаниям?

Что я сегодня не сделал из того, что хотелось бы?

Готов ли я к изменениям?

Были ли у меня сегодня с кем-то конфликты? Какие именно?

Поддерживаю ли я собственную честность в отношениях с другими людьми?

Не навредил ли я сегодня себе самому или кому-то другому прямо или косвенно? В чем именно?

Нет ли за мной каких-то невыполненных обещаний или клятв?

В чем я ошибся? Если бы все вернуть назад, что бы я сделал по-другому? Что именно я смогу сделать лучше в следующий раз?

Оставался ли я сегодня чистым?

Был ли я сегодня в ладу с самим собой?

Что это были за чувства, которые я испытывал сегодня? Обращал ли я на них внимание, действуя в соответствии с определенными принципами?

Что я сделал сегодня такого, что принесло пользу другим?

Что я сделал сегодня такого, о чем мне приятно вспомнить?

Что принесло мне удовлетворение сегодня?

Что я делал сегодня такого, что мне обязательно захочется повторить?

Ходил ли я сегодня на собрание или разговаривал ли я сегодня с другими выздоравливающими наркоманами?

За что я благодарен сегодняшнему дню?

Духовные принципы

В Десятом Шаге мы обратим внимание на самодисциплину, честность и прямоту и чистосердечие.

Самодисциплина естественна для нашего выздоровления. Когда мы употребляли наркотики, мы были эгоистичны и занимались своими собственными мыслями. Мы всегда изыскивали легкий путь и шли на поводу у своих импульсов, игнорируя любую возможность личностного развития. Если в нашей жизни встречалось что-либо, требующее обычного обязательства, то, как правило, мы доводили дело до конца, если это было не очень сложно, если это не противоречило нашим желаниям или случайно с нашими желаниями совпадало.

Самодисциплина выздоровления призывает нас делать определенные вещи, независимо от того, как мы себя чувствуем. Нам нужно ходить на собрания, несмотря на усталость, занятость на работе, веселое настроение или чувство безысходности; нам нужно регулярно ходить на собрания, даже если (особенно если!) мы неприязненно относимся к требованиям, которые предъявляет к нам выздоровление. Мы ходим на собрания, звоним спонсору и работаем вместе с другими, потому что мы так решили – мы хотим выздоравливать в АН, а все те действия помогут нам в нашем выздоровлении. Иногда мы с энтузиазмом смотрим на все эти дела. Иногда на это уходит вся наша воля, какая только у нас имеется. Иногда они так сливаются с нашим ежедневным существованием, что мы даже не замечаем, как делаем все это.

Почему принцип самодисциплины так необходим в этом шаге?

Каким образом соблюдение принципа самодисциплины может повлиять на мое выздоровление в целом?

Принцип честности, заложенный в Первом Шаге, дает свои плоды в Шаге Десятом. Обычно мы просто удивляемся, насколько сильно развивается наша честность к этому моменту выздоровления. Если раньше мы бывали “непредусмотренно” честны и могли разглядеть истинные мотивы честности лишь спустя много времени после случившегося, то сейчас мы можем быть честными сами с собой и относительно себя самих, когда событие еще в полном разгаре.

Каким образом осознание моих ошибок (честность перед самим собой) помогает мне изменить свое поведение?

Принцип прямоты и чистосердечия может быть довольно сложным, но именно прямота и чистосердечие более чем что-либо контролирует нашу способность соблюдать другие принципы. Действительно, если говорить прямо и чистосердечно, то мы всегда знаем, какому именно принципу нам нужно следовать в конкретной ситуации и в какой мере. Например, однажды вечером мы не пошли на собрание и случайно оказались в группе людей, которые начали сплетничать о ком-то другом, тоже работающем по программе. Скажем, они обсуждали любовную связь жены нашего лучшего друга, а мы знали об этом всю правду, потому что слышали ее вчера из уст самого друга. Чтобы решить, что делать в этой ситуации, наверное придется привлечь всю прямоту и чистосердечие, какими мы располагаем. Итак, какие духовные принципы нам следует призвать на помощь в этой ситуации? Честность? Терпимость? Уважение? Сдержанность? Наверное, первым порывом будет наша попытка вмешаться и осудить сплетников, потому что мы знаем, как сильно переживал бы наш друг, узнав, что такая личная тема стала предметом публичной дискуссии. Но, поступив подобным образом, мы сможем лишь удостоверить, что сплетня имеет под собой почву, отчего нашему другу станет еще больнее. Или мы можем урезонить сплетничающих моралистов и заставить их замолчать. В большинстве случаев нет необходимости убеждать себя в том, что в нас достаточно прямоты и чистосердечия, чтобы суметь противостоять ситуации, в которой мы оказались. Вот, как например, мы могли бы повести себя в этой ситуации. Мы могли бы сменить тему разговора или просто извиниться и уйти прочь. Любой из этих двух вариантов нашего поведения явно обозначит наши чувства, но в то же время позволит нам не изменить нашим собственным принципам и пощадить, насколько это возможно, нашего друга.

Какие ситуации в период моего выздоровления требовали от меня соблюдения принципа прямоты и чистосердечия?

Идем дальше

Что самое удивительное в Десятом Шаге, так это то, что чем больше мы по нему работаем, тем меньше нам нужна его вторая половина. Другими словами – тем реже мы заблуждаемся. Когда мы только приступаем к программе выздоровления, то в это время большинство из нас еще просто не способно на какие-то продолжительные отношения, по крайней мере на такие, при которых мы наши конфликты разрешали бы здоровым и по-взрослому уважительным образом. Некоторые из нас участвовали в жутких драках, но потом, когда всё улаживалось, никогда не рассказывали об истинных проблемах, послуживших причинами тех драк. Некоторые из нас бросались в другую крайность, совсем никогда не споря с людьми, приходящимися нам ближайшими друзьями или родственниками. Нам казалось проще отстать от них, чем идти на конфликт, который потом нам же пришлось бы регулировать. В конце концов некоторые из нас просто отказывались от любых отношений, чреватых конфликтами. И нам было все равно, насколько сильно от этого страдали другие люди; так было проще, чем работать над проблемой до конца и укреплять свои отношения.

Десятый Шаг делает для нас возможными продолжительные отношения – а нам очень нужны продолжительные отношения, особенно в АН. Кроме всего прочего, мы жизненно зависим друг от друга. Многие из нас чувствуют глубокую привязанность к тем, кто пришел к АН вместе с нами и вместе с нами остался здесь. С кем-то мы вместе принимали участие в служении, с кем-то мы делили кров, с кем-то мы вступали в брак, с кем-то расставались. Мы праздновали знаменательные вехи в жизни друг друга: рождение детей, завершение образования, покупку дома, продвижение по службе и годовщины выздоровления. Мы вместе оплакивали наши потери и помогали друг другу пережить трудные времена. Мы равнялись друг на друга и влияли друг на друга в нашей жизни, творя общую для нас историю. Теперь мы – сообщество.

Но по мере того, как мы учимся признавать свои ошибки, к нам приходит мир и покой, какого раньше никогда не было. Для нас признание своих ошибок становится настолько естественным, что мы начинаем удивляться – почему же раньше это вселяло в нас такой ужас. Может быть потому, что мы так по-разному переживали свое “хуже не бывает”; признание своей ошибки для нас было все равно что разоблачение нашего самого большого секрета – нашей неполноценности. Но когда, работая по шагам, мы обнаружили, что не такие уж мы неполноценные, что мы, как и все другие, представляем собой что-то ценное, вот тут-то нам перестала казаться невыполнимой задача признания своей ошибки. И мы вздохнули всей грудью.

Как Десятый Шаг помогает мне жить сейчас?

Что я начал делать по-другому в результате работы над Десятым Шагом?

Работа над Десятым Шагом привносит в нашу жизнь определенную устойчивость и гармонию. Мы видим, что сейчас мы счастливы и спокойны, чего не бывало раньше. Ощущение выброшенности из жизни появляется уже настолько редко, что если это и случается, то означает лишь, что просто что-то не так. Мы можем без труда определить причину дискомфорта, прибегнув к персональному самоанализу.

Личная свобода, которая начала появляться, когда мы приступили к работе над шагами, стала предопределять наш выбор и позицию. Мы свободны строить для себя такую жизнь, какую хотим. Мы начинаем видеть смысл и цель нашей жизни. Мы спрашиваем себя: поможет ли тот образ жизни, который мы выбрали для себя, другому наркоману? Или это как-то по-другому сможет улучшить наш мир в целом? Ответ, который мы ищем, находится в Одиннадцатом Шаге.