“Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих шагов, мы старались нести весть об этом другим наркоманам и применять эти принципы во всех наших делах”
Как и было намечено, мы достигли духовного пробуждения. И хотя природа нашего пробуждения настолько же индивидуальна и персональна, как и наш духовный путь, сходство наших результатов поразительно. Почти без исключения все наши товарищи открыто говорят о своих чувствах, о том, что на душе у них становится все легче и легче, что они больше заботятся о других, меньше замыкаются в себе и начинают жить полноценной жизнью. Посторонним это кажется поразительным. Люди, знавшие нас как активных наркоманов, одиноких и сердитых, говорят нам сейчас, что мы стали другими. И правда, многим из нас кажется, что мы начали вторую жизнь. Мы знаем, как важно помнить о том, откуда мы, и мы стараемся не забывать об этом, но наш прежний образ жизни и все то, что послужило ему причиной, нам кажутся странными тем больше, чем дольше мы остаемся чистыми.
Изменения в нас произошли не за один день. Это происходило медленно и постепенно, по мере того, как мы прорабатывали шаги. Одновременно происходило и наше духовное пробуждение. Для нас становилось все более естественным следовать духовным принципам и все меньше мы давали волю своим недостаткам. Несмотря на кое-какой жизненный опыт, имевшийся у кого-то из нас, мы медленно и кропотливо строили свои отношения с Силой более могущественной, чем наша собственная. Эта Сила, будь то наши собственные, самые лучшие и самые высокие стремления, или какие-то внешние воздействия, оказывается рядом по какому бы то ни было поводу. Она руководит нашими поступками и стимулирует нас к дальнейшему росту.
Каковы общие результаты моей работы над шагами?
В чем проявляется мое духовное пробуждение?
Какие стабильные изменения наступили в результате моего духовного пробуждения?
Каждый раз, работая по Двенадцатому Шагу, мы будем иметь разные результаты. Оттенки значений для каждого из духовных принципов станут легко различимыми, и мы начнем разбираться в них по мере развития нашего интеллекта, ведь мы тоже развиваемся в новом качестве и в новых направлениях. Например, наша способность быть честными будет развиваться вместе с нашим пониманием сути честности. Мы поймем, что прежде чем мы сможем быть честными с другими людьми, нам следует научиться быть принципиально честными с собой. Мы увидим, что честность может быть выражением нашей искренности. По мере развития нашего понимания духовных принципов будет углубляться и наше духовное возрождение.
Какие именно духовные принципы связаны в моем понимании с какими-то конкретными шагами и как они повлияли на мое духовное пробуждение?
Что для меня означает фраза “духовное пробуждение”?
Мы старались нести весть об этом
Многие из нас вспоминают, как мы впервые услышали слова “Тебе не нужно больше употреблять, если ты не хочешь этого”. Многих из нас эта фраза просто шокировала. Потому что мы никогда раньше не думали, что нам “нужно” употреблять, и нас удивила точность этой формулировки. Мы поняли, что для нас давно нет выбора – употреблять наркотики или нет. И независимо от того, смогло или не смогло это заявление само по себе помочь нам оставаться чистыми, мы все же восприняли эту весть. Кто-то донес ее до нас.
Многие из нас уже были готовы поверить, что мы можем оставаться чистыми в АН, но когда речь заходила о выздоровлении, то это казалось нам несбыточным. Азарт самоуважения, настоящей дружбы, способности вернуться в “реальный мир”, да еще так, чтобы непосвященным не было явно заметно, что мы – наркоманы, — все это было за пределами того, что мы могли ожидать от АН. Тот день, когда мы поверили, что эта программа может сделать для нас гораздо больше, чем просто помочь нам оставаться чистыми, стал знаменательным днем в истории нашего выздоровления. Для того, чтобы в нас зародилась надежда, кто-то должен был помочь нам поверить. Может это был кто-то из высказывавшихся на собрании, и мы увидели в нем себя. Может это было совокупное воздействие от рассказов многих наркоманов о реальности выздоровления. Может это была бескорыстная любовь и спокойная уверенность нашего спонсора в том, что мы сумеем начать выздоравливать. Неважно, каким образом эта весть дошла до нас, все равно это была весть, которую кто-то донес до нас.
Мы научились тому, как оставаться чистыми, как находить радость в выздоровлении. Но вот происходит трагедия. Нас бросает наш любимый человек. Или кто-то из наших друзей в АН срывается и умирает. Или мы оказываемся без средств к существованию. Или еще проще – мы вдруг обнаруживаем, что другие члены АН небезупречны, и это тоже может нас травмировать. Из-за чего бы ни произошел кризис, мы вдруг начинаем понимать, что потеряли веру. Мы перестали верить в то, что АН работает за нас. Мы думали, что мы заключили сделку – мы остаемся чистыми и совершаем правильные поступки, а наша жизнь становится счастливой, — но сделка сорвалась, и мы снова задумались о смысле жизни. В какой-то момент мы снова начали верить. Может быть кто-то, переживший точно такой же кризис, оказал на нас влияние и помог нам в преодолении нашего кризиса так, как не смог бы помочь никто другой. И снова кто-то донес до нас весть.
Какими путями до меня дошла весть о возможном выздоровлении?
Итак, эту весть можно разложить на несколько очень простых понятий: мы можем оставаться чистыми, мы можем выздоравливать, реальная надежда существует. Вспоминая о том, как именно дошла эта весть до нас, мы частично сами себе отвечаем на вопрос, почему теперь мы должны подхватить и нести эту весть, но этого мало.
“Мы можем сохранить то, что имеем, лишь поделившись этим с кем-то еще”. Эта мысль, наверное, и есть самая главная причина, объясняющая распространение вести. Тем не менее, многие из нас задаются вопросом, а как же именно эта концепция срабатывает. Все на самом деле очень просто. Мы подкрепляем свое выздоровление тем, что делимся им с другими. Рассказать кому-то, как люди, регулярно посещающие собрания, остаются чистыми – это все равно, что применить этот принцип к нашему собственному выздоровлению. Рассказать кому-то о том, какие ответы содержат в себе шаги – это все равно, что самому найти их. Рассказать новичку, как найти спонсора и как работать с ним – это все равно, что вступить в контакт с нашим собственным спонсором.
Наверное, путей распространения этой вести ровно столько, сколько и выздоравливающих наркоманов. Поздороваться с новичком, которого мы встретили на вчерашнем вечернем собрании, да еще назвать его или её по имени – для наркомана, чествующего себя одиноко, это равносильно исключительно радушному приветствию. Открывая собрание, мы гарантируем, что именно здесь то место, куда надо нести эту весть. Выполнение служения в любом объеме помогает Анонимным Наркоманам самим поддерживать свое Сообщество, и мы делаем большое дело, если выполняем свое служение Сообществу с заботой, любовью и почтением. Спонсорство, наставничество одних наркоманов над другими, оказывает терапевтическое воздействие и на тех, и на других.
Какой вид служения я выполняю, чтобы нести весть о выздоровлении?
Иногда, неся весть о выздоровлении, мы бросаем вызов. Человек, с которым мы решили поделиться этой вестью, кажется нам неспособным воспринять её. Либо у него рецидив, либо он все еще придерживается тактики саморазрушающего поведения. Мы склонны думать, что здесь наши усилия растрачиваются напрасно и нам нужно отступиться от этого человека. Прежде чем принять такое решение, нам следует подумать о всех смягчающих обстоятельствах. Скажем, мы стали спонсором для кого-то, кто пока еще не слушается наших указаний. Мы дали ему письменное задание, а он пропал и не объявляется до следующего кризиса. Со всем энтузиазмом, на какой только способны, мы делились с ним собственным опытом преодоления аналогичной ситуации, детально раскрывая, как проявлялась наша болезнь и как мы работали по шагам, находя выздоровление, но наш подопечный снова и снова продолжает вести себя деструктивно. Это может сильно разочаровать нас, но прежде чем сдаться, нам следует напомнить себе: у нас нет выбора — нести или не нести весть о выздоровлении, мы просто должны найти подходящий способ, как донести ее.
Вот что нам нужно еще донести до самых отдаленных глубин нашего собственного сознания: мы не ставим себе в заслугу чье-то выздоровление и не мы виноваты, если кто-то не выздоравливает. Мы просто несем весть, по возможности ясно и утвердительно, сохраняя способность помочь, если нас об этом просят. Нам также необходимо помнить, что мы не можем знать наверняка, что творится в душе и мозгах другого человека. Наша весть может и не дойдет до него, но может это из-за того, что он сегодня просто не готов ее услышать. Может быть слова, которые мы ему скажем, застрянут в его памяти и всплывут тогда, когда наступит подходящий момент. Задумавшись об этом, мы все можем припомнить те слова, которые мы слышали на первых собраниях, будучи новичками, и не понимали тогда, но которые дали ростки в нашей душе, спустя какое-то, послужили источником нашей надежды и помогли нам разрешить те проблемы, над которыми мы тогда бились. Мы несем весть, мы щедро делимся ею, но мы не можем принудить другого человека воспринимать эту весть. Принцип, которого придерживается наше Сообщество в отношениях с общественностью – привлечь внимание, но не рекламировать – тоже очень хорошо подходит для наших персональных усилий нести весть о выздоровлении.
А может, мы просто не годимся в спонсоры. У людей ведь разные способности, да и учатся они все по-разному. Имея прекрасные успехи с одним спонсором, мы можем потерпеть неудачу с другим, и все из-за того, что у него просто другой стиль спонсорства. Некоторые спонсоры задают много письменных заданий. Другие настаивают, чтобы их подопечные посетили определенное количество собраний. Некоторые настроены излишне “про-активистски”, тогда как другие очень просто реагируют на высказанные подопечными просьбы. Никого из них нельзя назвать лучшими или худшими. Они просто разные.
Нам бывает трудно нести весть о выздоровлении, когда у нас самих жизнь не клеится или мы не ощущаем собственных результатов выздоровления. Это можно рассматривать как первый сигнал срочно идти на собрание и высказывать все наши проблемы вслух, чтобы изгнать их из нашей души. Собрания АН для того и существуют, чтобы на них распространялась весть о выздоровлении.
Выложить все свои проблемы, не связывая их с выздоровлением или не пытаясь уяснить, в чем же состоит смысл нашего выздоровления, — не в этом главное назначение нашей группы. Мы можем нести весть о выздоровлении, даже если на нас только что свалились ужасные проблемы, но они не подтолкнули нас обратно к употреблению, и мы сидим на собрании и продолжаем работать на наше выздоровление. Хотя в большинстве случаев лучший способ нести весть о выздоровлении – это собраться в комнате с новичками и рассказать им, что есть хорошего в программе выздоровления АН. Нам также нужно помнить, что иногда, независимо от того, как долго мы остаемся чистыми, нам самим просто необходимо услышать эту весть, и где как не на собрании мы имеем эту возможность.
Какие есть способы — несения вести о выздоровлении? Каким из них я пользуюсь?
В чем состоит мой личный стиль спонсорства?
В чем разница между “привлечением внимания” и “рекламой”?
Что дает мне процесс распространения вести о выздоровлении?
Как связаны между собой Пятая Традиция и Двенадцатый Шаг?
Что заставляет меня возвращаться к программе АН и верить в нее?
Что такое бескорыстное служение? Как я его выполняю?
Наркоманам
Почему Двенадцатый Шаг ставит условием, чтобы мы несли весть о выздоровлении наркоманам? Почему работа в АН помогает нам, тогда как ничто другое не могло помочь? Почти всем нам кто-то – учитель, воспитатель, член семьи, врач – говорил, что употребление наркотиков губительно для нас, оно разрушает все, что нам дорого, что если только мы перестанем водиться с друзьями-наркоманами или каким-то другим способом перекроем себе доступ к наркотикам, то мы сможем изменить свою жизнь. Многие из нас даже в какой-то степени соглашались с этим, пока снова не впадали в абсолютное отрицание. Так почему же мы не находили утешения, пока не встретили АН? Что же было в АН такого, что заставило нас поверить в возможность выздоровления?
Лишь одно: правдоподобие. Мы знали, что они были точно такими же, как и мы, но они прекратили употреблять и начали жить по-новому. Их не интересовало, что у нас было, а чего не было. Нам даже было сказано в начале собрания, что не имеет значения, что именно и как много мы употребляли. Многие из нас с благодарностью восприняли тот факт, что нас приняли. Мы знали, что нам еще предстоит много страдать, но мы хотели, чтобы нас приняли. И нас приняли. Наркоманы, встречавшие нас на наших первых собраниях, постарались, чтобы мы чувствовали себя там желанными. Они раздавали нам свои номера телефонов и просили нас звонить им в любое время. Но что для нас оказалось действительно важным, так это узнаваемость. Товарищи, употреблявшие точно так же, как и мы, делились с нами своим опытом – как они остаются чистыми. Люди, на собственном опыте познавшие, что такое изоляция и одиночество, инстинктивно чувствовали, в чем мы нуждаемся больше всего – в простом дружеском объятии. Нам казалось, что вся группа точно знала, что именно нам необходимо, хотя никто нас ни о чем не спрашивал.
Мы часто говорили друг другу, что мы счастливчики, раз у нас есть такая программа. Это для нас учебник на всю жизнь. После того, как какое-то время мы остаемся чистыми, мы приходим к выводу, что принципы АН абсолютно универсальны и, наверное, они смогли бы изменить мир, если бы все и каждый начали следовать им. Мы начинаем спрашивать себя, а почему бы не позвать в ряды АН всех, у кого есть хоть какие-то проблемы. Как мы знаем от более опытных членов АН, иметь простую цель – это, наверное, один из самых эффективных способов для наркомана обеспечить возможность того самоанализа, какой необходим именно ему или ей. Но если АН попытается быть всем и для всех, то наркоман, пришедший сюда только за тем, чтобы научиться не употреблять наркотики, может не найти здесь того, кто бы знал ответ конкретно на этот вопрос.
Почему член АН смог понять меня, тогда как никто другой раньше не мог этого сделать? Описать этот процесс.
В чем состоит терапевтическое воздействие помощи одного наркомана другому?
Почему самоанализ так важен?
Мы не можем быть всем для всех и, по правде сказать, даже и не пытаемся. Однако это не означает, что мы не можем делиться своим выздоровлением с другими. Когда мы живем по программе, то результаты видны во всех областях нашей жизни.
Применять эти принципы во всех наших делах
Когда мы говорим о применении принципов выздоровления во всех наших делах, то ключевым словом является “применять”. Нам просто необходимо продолжать пытаться следовать духовным принципам в нашей жизни, а не быть безупречными в любой ситуации. Духовные блага, которые мы приобретаем в результате работы над этим шагом, зависят от наших усилий, а не от удачи.
Например, мы стараемся следовать принципу сострадания в каждой нашей жизненной ситуации. Наверное, относительно просто соблюдать этот принцип сострадания по отношению к все еще употребляющему наркоману, только что пришедшему на свое первое собрание в АН, независимо от того, насколько агрессивен или убог этот новичок. А как быть с теми, кто только что вернулся после рецидива, да еще и не простого рецидива? Что, если он именно АН обвиняет в своем рецидиве? А что если он случайно забрел сюда, считая, что здесь просто “раздают” выздоровление? Как быть, если это наш подопечный, для которого мы являемся спонсором? Мы можем прийти к выводу, что соблюдение принципа сострадания – дело не такое уж простое, как кажется. Мы можем не чувствовать сострадания к кому-то, но тем не менее нам следует соблюдать принцип сострадания. Все, что нам нужно делать – это нести весть о выздоровлении, несмотря ни на что. Наш спонсор может помочь нам научиться быть сострадательными, не оправдывая рецидив. Мы можем молиться и размышлять, прося нашу Высшую Силу помочь нам быть сострадательными.
Этот шаг призывает нас применять принципы во всех наших делах. Многие из нас предпочли бы, чтобы наша карьера, наши романтические отношения или какая-то другая сфера нашей жизни были исключены из этих требований, потому что мы не уверены, сможем ли мы получить именно то, что хотим, соблюдая духовные принципы. Например, явный успех и финансовое благополучие ожидает нас, если мы пойдем на компромисс с нашими принципами на работе. Нас могут попросить изменить срок реализации продукции, что может быть выгодно для фирмы, но опасно для потребителя. И что же мы делаем? Мы следуем духовным принципам нашего выздоровления. Наверное, существует не один вариант выбора, как нам поступить в соответствии с нашими принципами, важно, чтобы мы несли ответственность согласно нашим принципам.
А как насчет служения в АН? Странно довольно, но некоторые из нас работу в службах АН рассматривают, как единственное место, где мы можем забыть о своих принципах. Мы перестаем принимать на веру слова людей в служебной обстановке. Мы открыто обвиняем кого-то в заговоре и говорим жесткие слова, потому что забываем о принципе доброты. Мы устраиваем всевозможные процессы для тех, кого выбираем в служение, потому что забываем о принципе доверия. Мы становимся лицемерными, агрессивными и саркастичными. Это нелепо, но мы как будто хотим извести тех, кому безгранично доверяем на обычных собраниях. Нам необходимо помнить о духовных принципах на любых собраниях, и на служебных, и на обычных. Служение дает нам больше возможности для соблюдения духовных принципов.
Трудно предугадать, какой именно из духовных принципов нам следует применить в той или иной ситуации, но, как правило, это должен быть антипод нашему недостатку характера, который спонтанно готов проявиться. Например, если мы одержимы идеей добиться абсолютного контроля над ситуацией, то нам следует обратиться к принципу доверия. Если в определенной ситуации мы проявили бы самодовольство, то не лучше ли вместо этого вспомнить о принципе смирения. Если наше первое побуждение – это уход и изоляция, то вместо этого мы можем просто протянуть руку. Работа, которую мы проделали в Седьмом Шаге по определению противоположностей нашим недостаткам, и работа, которую мы проделали в начале этого шага, анализируя духовные принципы предыдущих шагов, даст нам некоторые дополнительные идеи относительно принципов, которых нам следует придерживаться. И хотя большинство из нас обзаводится абсолютно одинаковыми перечнями духовных принципов, уделяемое нами тому или иному принципу внимание будет отражать наши индивидуальные потребности.
Как я могу применять принципы в различных областях моей жизни?
Когда для меня трудно придерживаться принципов?
Какие духовные принципы я применяю в исключительно трудных случаях?
Духовные принципы
Даже в Шаге, который призывает нас использовать духовные принципы, существуют особые принципы, связанные с ним самим. Мы сосредоточимся на безусловной любви, бескорыстии и непоколебимости.
Следовать принципу безусловной любви в Двенадцатом Шаге обязательно. Никто не нуждается в любви без каких-либо условий более, чем страдающий наркоман. Мы ни о чем не просим людей, которым мы несем весть о выздоровлении. Мы не просим денег. Мы не ждем от них благодарности. Мы даже не просим их оставаться чистыми. Мы просто предлагаем им себя.
Это не означает, что мы должны пренебречь соответствующими предосторожностями. Если мы считаем, что приводить страдающего наркомана к себе домой не очень разумно, то мы и не должны этого делать. Наносить визиты в Двенадцатом Шаге всегда следует в сопровождении кого-либо из АН. И ни в коем случае принцип безусловной любви не означает, что мы позволяем злоупотреблять нашим отношением. Иногда лучшим проявлением любви и помощи по отношению к кому-то другому будет обеспечение невозможности для него принять наркотик.
Как я применяю принцип безусловной любви по отношению к наркоманам, которым я пытаюсь помочь?
Почему мы несем весть о выздоровлении? Не для того, чтобы помочь самим себе, хотя это и оказывает на нас благотворное воздействие. Мы несем весть о возможности выздоровления, чтобы помочь другим, помочь им освободиться от зависимости и развиться как личности. Если мы считаем, что люди, спонсорами которых мы являемся, каким-то образом подчинены нам, что их жизнь пойдет наперекосяк, если мы не будем управлять любым их действием, и что вероятнее всего без нас они не смогут оставаться чистыми, то это значит, что мы неправильно поняли смысл Двенадцатого Шага. Мы не ждем похвалы за количество наших подопечных или за их хорошее самочувствие. Мы не ожидаем признания за то, что мы приносим пользу. Мы просто делаем что-то хорошее.
Огромный парадокс заключается в том, что бескорыстное служение становится глубочайшим выражением нас самих. Благодаря нашей работе в предыдущих шагах мы открыли самих себя, свою сущность, которая больше заботится о допущении к нам Высшей Силы, чем о признании или славе. Мы открыли свое “я”, которое больше заботится о принципах, чем о проявлении своей индивидуальности. Точно так же, как наша болезнь проявляется в эгоцентризме, так наше выздоровление прекрасно выражается в бескорыстном служении.
Каковы мои взгляды на спонсорство? Поощряю ли я своих подопечных самостоятельно принимать решения и в результате развиваться как личности? Даю ли я советы или делюсь своим опытом?
Что я думаю о служении? Не обойдется ли АН без меня?
Как я реализую принцип бескорыстия в моих усилиях быть полезным?
Соблюдать принцип непоколебимости – это значит продолжать попытки делать все, что в наших силах. Даже если у нас был рецидив и рухнули все наши ожидания, нам нужно вновь вернуться в программу выздоровления. Непоколебимость будет охранять наше дурное утро или неудачный день от соскальзывания к срыву. Такая установка поможет нам соблюдать принципы программы независимо от того, как мы себя чувствуем. Мы продолжаем наши попытки работать над программой, независимо от того, осчастливила она нас или навеяла скуку, внушила нам отвращение или абсолютно разочаровала нас.
Твердо ли я стою на принципе выздоровления? Что я делаю, чтобы сохранить эту позицию?
Соблюдаю ли я духовные принципы независимо от того, как я себя чувствую?
Идем дальше
Прежде чем мы предадимся эйфории по случаю окончания Двенадцати Шагов, нам следует твердо усвоить, что мы не окончили их. Так-то вот. Мы не только будем продолжать пытаться следовать духовным принципам всех Двенадцати Шагов, что многие из нас называют “жить в программе”, но мы еще не раз будем возвращаться к каждому шагу на протяжении всей нашей жизни. Кто-то из нас сразу же начнет прорабатывать шаги заново, полагая, что мы не очень-то далеко ушли в своих изысканиях. Другие будут выжидать или сосредоточатся на определенных аспектах шагов. Рано или поздно, но мы вернемся к ним. Дело в том, что когда бы мы ни ощутили свое бессилие перед нашей зависимостью, когда бы ни проявились вновь наши недостатки или обнаружились люди, которым мы причинили вред, — шаги всегда в нашем распоряжении, как тропинка, ведущая нас к выздоровлению.
Нам должно быть приятно от того, что мы уже проделали. Мы прошли, в большинстве случаев впервые, весь путь до конца. Это удивительное достижение, которым мы вправе гордиться. Действительно, как в награду за нашу работу по программе АН, мы обнаруживаем, что в нас здорово выросло чувство собственного достоинства.
Мы видим сами, что нам нравится быть в обществе. Нам оказывается по силам то, о чем раньше мы и мечтать не могли: обменяться приветствиями с соседом или со служащим в ближайшем магазине, занять какую-то должность в муниципальном совете, принять участие в каких-то общественных мероприятиях вместе с людьми, которые не знают о нашей наркомании, не чувствовать себя “вторым сортом”. В прошлом мы, наверное, с презрением отнеслись бы к подобным вещам, потому что нам казалось, что это – не для нас, но теперь мы знаем – нам это по плечу. Нам теперь доступно всё. Люди даже могут теперь спрашивать у нас совета и рассчитывать на профессиональный ответ.
Когда мы вспоминаем, откуда мы пришли и что дало нам наше выздоровление, то нас переполняет чувство благодарности. Как сказано в книге “Это Работает”, благодарность становится движущей силой во всех наших делах. Вся наша жизнь может быть выражением нашей благодарности – все зависит от того, какой образ жизни мы выбираем. Каждый из нас вкладывает что-то свое и особенное в понятие благодарности.